История ZX Spectrum: Мифы и реальность. Лучше Джобса. Как Клайв Синклер подарил нам компьютеры ♦ тактовый генератор

Развитие компьютерного рынка в 70-х годах находилось в начальной стадии. Индустрия была еще далека от того, чтобы сделать этот продукт массовым. Поэтому в своем большинстве компьютеры представляли собой сложные устройства, предназначенные для выполнения каких-либо масштабных задач. Но к концу десятилетия люди задались вопросом: «А почему бы не использовать эти машины в качестве инструмента для развлечений?» Их голоса были услышаны, и некоторые производители занялись выпуском специальных наборов для самостоятельной сборки игровой системы. Однако минусы такого подхода значительно перевешивали его немногочисленные плюсы. Во-первых, такие наборы было очень сложно найти в продаже. Во-вторых, даже если это и удавалось, то их стоимость находилась за гранью разумного. За те деньги, которые просили за набор, вполне реально было приобрести неплохой поддержанный автомобиль. Ну и в-третьих, для таких наборов существовало откровенно мало программного обеспечения. Зачем пользователю тратить несколько тысяч долларов на компьютер, для которого нет ни одного крутого приложения? Словом, для развития идеи создания устройства для отдыха и развлечений нужен был другой подход. Один из них предложила британская компания Sinclair Research, возглавляемая Клайвом Синклейром (Clive Sinclair).

Клайв Синклейр

Идея фирмы заключалась в создании максимально простого и доступного компьютера, который бы сочетал в себе легкость освоения и программирования и, конечно же, невысокую цену. Это должно было решить главную проблему вышеупомянутых наборов для создания ПК - отсутствие программной базы. Простота в работе позволила бы пользователям самостоятельно писать многочисленные приложения. Именно таким путем и пошла компания Sinclair Research при разработке своего компьютера ZX Spectrum. Однако, прежде чем приступить к рассказу о легенде, мы уделим немного внимания истории самой Sinclair Research.

История Sinclair Research

Клайв Синклейр создал компанию под названием Sinclair Radionics в 1961 году. Поначалу напарников у него не было - свой бизнес он развивал в одиночку. Клайв занимался тем, что продавал радиодетали по почте (Sinclair Radionics даже выпустила несколько успешных радиоконструкторов). При этом Синклейр пытался запустить несколько инновационных устройств. Например, в 1970 году был представлен проигрыватель виниловых пластинок необычной конструкции. Вместо традиционной круглой опоры для пластинок в нем использовалась треугольная конструкций с установленными на вершинах гирьками. По словам Синклейра, это снижало вибрации, передаваемые от опоры к воспроизводящей головке, а также препятствовало загрязнению самой виниловой пластинки. Тем не менее интерес к разработке почти никто не проявил, а устройство так и не добралось до прилавков магазинов. Точнее, до почтового прилавка самого Синклейра.

Неудачную судьбу необычного проигрывателя повторил и Hi-Fi-усилитель Neoteric 60. В то время конкуренция в этом сегменте была чрезвычайно высокой, и Синклейр пытался завоевать рынок с помощью необычных продуктов, коим и являлся Neoteric 60. Однако компании вновь не повезло - Hi-Fi-усилитель продавался из рук вон плохо.

Усилитель Neoteric 60

Может сложиться впечатление, что первое десятилетие компании ознаменовалось исключительно провальными проектами. Однако финансовые отчеты говорят об обратном: к 1971 году годовой оборот фирмы составлял 560 тысяч фунтов стерлингов с чистой прибылью 90 тысяч фунтов. При этом штат компании пополнился 50 новыми сотрудниками. Дела шли в гору.

1970-е годы можно смело называть «калькуляторной эпохой» Sinclair. В это время компания выпустила две модели карманных калькуляторов. Одна из них стала первым коммерчески успешным продуктом. Этому даже не смогло помешать большое число недостатков устройства, в том числе и их ненадежность. Вторая модель предназначалась для более серьезного рынка, но так на нем и не закрепилась. Изначально она создавалась просто как устройство с расширенным набором функций, однако Синклейр предпринял попытку превратить гаджет в офисный компьютер, и эта попытка с треском провалилась.

Калькулятор Sinclair

Компьютер ZX80

Во второй половине 70-х годов в Sinclair Research началась разработка недорогого бытового компьютера. За проект отвечал инженер Джим Вествуд (Jim Westwood). В 1980 году процесс создания устройства был окончен. Появился ZX80. Это был первый в мире компьютер, чья стоимость не превышала сотни фунтов стерлингов. Также в продаже можно было найти ZX80 в виде набора для самостоятельной сборки. Эта версия и вовсе стоила 79,95 фунтов.

Столь низкой цены разработчикам удалось достичь за счет упрощения элементной базы и использования достаточно примитивных комплектующих. В роли центрального процессора использовался популярный на тот момент Zilog Z80 с частотой 3,25 МГц. А если быть более точным, то клон этого «камня», произведенный компанией NEC. Плюсов у кристалла было несколько. Он не только обладал низкой стоимостью, но и (благодаря своей внутренней архитектуре) требовал меньшее количество микросхем логики. Объем оперативной памяти составлял всего 1 Кбайт, но этого было достаточно для запуска необходимых пользователю программ. Плюс существовала возможность установить дополнительно до 16 Кбайт оперативки в виде карт расширения. Объем ПЗУ составлял 4 Кбайт, и в него уже был вшит язык программирования Sinclair BASIC. А для хранения написанных программ использовались обычные магнитофон и аудиокассеты.

Так выглядел ZX80

Интересно, что ZX80 не имел видеоконтроллера. Изображение формировалось с минимальным участием железа - операция выполнялась, прежде всего, за счет программной части. Главным и очень существенным недостатком такого подхода стало то, что ZX80 умел показывать картинку лишь в те моменты, когда не был занят выполнением программы. Прежде чем отобразить новую графику, экран попросту гас. Кстати, спецификации ZX80 не предусматривали использования какого-либо специального монитора, в качестве экрана выступал обыкновенный телевизор, что также было плюсом для простых юзеров.

Что касается «экстерьера» ZX80, то своим внешним видом компьютер скорее напоминал игровую приставку, нежели компьютер. Это была небольшая пластиковая коробочка белого цвета, с расположенной на ней мембранной клавиатурой, на которой не было символов, только команды. Пользователь просто нажимал кнопку регистра и выбирал подходящую бейсик-команду. Это значительно упрощало процесс написания программ.

Несмотря на свои недостатки, ZX80 стал чрезвычайно успешным. Конечно, главную роль в этом сыграла и стоимость гаджета. Уже в первые месяцы после релиза на покупку ZX80 образовалась очередь и наблюдался дефицит устройств, чего в Sinclair Research никак не ожидали.

Компьютер ZX81

В 1981 году было представлено следующее поколение компьютера под названием ZX81. Стоимость была снижена еще больше: теперь набор для самостоятельно сборки можно было приобрести по смехотворной цене в 49,95 фунтов стерлингов. Готовый компьютер был несколько дороже и стоил 69,99 фунтов, что все равно было дешевле аналогичной версии ZX80. Кстати, ZX81 стал первым устройством Sinclair, которое реализовывалось не только по почте, но и через розничные сети. Что касается технических характеристик, то «сердцем» компьютера был все тот же процессор Z80 производства NEC с частотой 3,25 МГц. Объем оперативной памяти остался прежним (1 Кбайт), что вызвало особое недовольство у пользователей. Столь скромное количество «мозгов» сильно ограничивало возможности при создании новых приложений. Решить проблему могли карты расширения, которые увеличивали емкость ОЗУ до 16 Кбайт, однако стоимость некоторых из них была сопоставима с ценой самого ZX81. Объем ПЗУ вырос до 8 Кбайт, а встроенный язык Sinclair BASIC обзавелся поддержкой арифметики с плавающей запятой.

ZX81 получил корпус черного цвета

Что интересно, ZX81 вновь не получил видеоконтроллера. Чтобы хоть как-то компенсировать его отсутствие, в Sinclair придумали два режима работы: медленный и быстрый. В быстром режиме ZX81 работал так же, как и его предшественник ZX80. То есть во время выполнения программы изображение пропадало с экрана. В медленном режиме экран не гас, но на обработку программного кода уходило примерно в 4 раза больше времени. Внешне ZX81 несильно отличался от ZX80. Пластиковый корпус компьютера стал черным, а мембранная клавиатура, получившая немного иную конфигурацию клавиш, для удобства осталась белой.

Как вы уже поняли, ZX81 получил лишь небольшие изменения. Но даже этого было достаточно, чтобы компьютер разошелся тиражом, в 8 раз превышающим продажи ZX80.

ZX Spectrum

На 1982 год был запланирован запуск третьего поколения компьютера ZX. К хорошему, как говорится, быстро привыкаешь, поэтому даже несмотря на то, что ZX81 предлагал приличную функциональность при более чем скромной цене, от компьютера с рабочим названием ZX82 пользователи ожидали новых и инновационных «фишек». Основным отличием компьютера следующего поколения должна была стать поддержка цветного изображения, ибо ZX80 и ZX81 работали лишь с монохромной картинкой. На такой шаг во многом повлияло широкое распространение цветных телевизоров. В связи с этим название ZX82 было заменено на говорящее ZX Spectrum.

В аппаратной части ZX Spectrum претерпел несколько ключевых изменений. В роли центрального процессора по-прежнему выступал Zilog Z80A, но его частота была увеличена до 3,5 МГц. Объем ОЗУ и ПЗУ увеличился до 16 Кбайт каждый, причем количество оперативки могло и вовсе равняться 48 Кбайт. «Спектрум» действительно научился работать с цветным изображением благодаря появлению графического контроллера. Видеорежим поддерживал разрешение 256x192 точек и 8 цветов с двумя уровнями яркости. Также был предусмотрен вывод однобитного звука через встроенный динамик. По сути, это была обыкновенная «пищалка», которая ритмично пикала в играх. Внешний вид ZX Spectrum немного отличался от дизайна ZX80 и ZX81. Новый компьютер получил иную клавиатуру: мембрану сменили полноценные резиновые клавиши.

Ввод и загрузка программ осуществлялись с кассетного магнитофона, который подключался к компьютеру. У некоторых кассет даже была своего рода цифровая защита. Например, в комплекте с игрой поставлялся серийный номер, который позволял ее запустить.

«Спектрум» оказался таким же успешным, как и его предшественники. Стартовые цены на компьютеры по-прежнему оставались демократичными: версии с 16 Кбайт и 48 Кбайт ОЗУ оценивались в 125 и 175 фунтов стерлингов соответственно. А чуть позже они были снижены до 99,95 и 129,95 фунтов.

Впоследствии ZX Spectrum получил несколько обновлений. В июне 1984 года в продажу поступил компьютер ZX Spectrum+. От обычной версии он отличался обязательным наличием 48 Кбайт оперативной памяти, а также новой клавиатурой, которая получила дополнительную кнопку сброса. Несмотря на столь несущественные изменения, ZX Spectrum+ продавался лучше оригинальной модели. При этом некоторые продавцы жаловались на ненадежность устройства, утверждая, что процент неисправных компьютеров достигал целых 30%.

Компьютер ZX Spectrum+

Компьютер ZX Spectrum+

ZX Spectrum 128, появившийся в 1986 году, разрабатывался совместно с испанской компанией Investronica. Дело в том, что испанское правительство обложило высоким налогом все импортные компьютеры с 64 Кбайт оперативной памяти и ниже, не поддерживающие испанский язык. Для Sinclair был важен весь европейский рынок, поэтому вместе с Investronica компания принялась за адаптацию «Спектрума» для Испании. Компьютер получил поддержку 128 Кбайт «оперативки», 32 Кбайт ПЗУ с улучшенным BASIC-редактором, трехканального звука через стандарт AY-3-8910, RGB-выхода на монитор и совместимости с MIDI.

В том же 1986 году все права на бренд и компьютеры Spectrum перешли к компании Amstrad. Новые модели получили различные суффиксы: +2, +3, +2А, +2В. В плане железа компьютеры Amstrad получали лишь небольшие модификации. Например, ZX Spectrum +2 обладал встроенным кассетным магнитофоном Datacoder. А в ZX Spectrum +3 магнитофон был заменен на флоппи-дисковод. Плюс эта модель стала первым «Спектрумом», который умел запускать операционную систему CP/M без дополнительного оборудования. Она стала, пожалуй, самой неоднозначной во всей линейке. Так, ОЗУ ZX Spectrum +3 отображалась на 64 Кбайт адресного пространства, что привело к несовместимости некоторых игр, написанных для оригинального ZX Spectrum.

Компьютер ZX Spectrum +2

Об аксессуарах для ZX Spectrum

Однако не только невысокая стоимость способствовала росту популярности ZX Spectrum. К компьютеру было выпущено огромное количество различных «примочек», которые значительно расширяли функциональность этого компьютера. Одним из таких устройств был ZX Printer, совместимый не только со «Спектрумом», но и с ZX80 и ZX81. Устройство подключалось к компьютеру при помощи системного разъема и использовало искровую технологию печати. В такой печати использовалась специальная черная бумага с алюминиевым напылением. Печатающая головка представляла собой две близко расположенные иглы, которые перемещались по ширине страницы. Для печати символов между иглами создавалось напряжение, и они прожигали бумагу в нужном месте. Всего в строке помещалось 32 символа. Сама идея печати в домашних условиях была по-настоящему революционной, однако реализовать ее в полной мере в ZX Printer не удалось из-за ненадежности устройства. Плюс технология искровой печати также проявила себя не с самой лучшей стороны: качество печати быстро снижалось, а поверхность бумаги была непрочной.

Еще одним интересным аксессуаром был модуль ПЗУ на основе закольцованной магнитной ленты под названием ZX Microdrive. Объем такого устройства составлял 16 Кбайт. Он позволял быстро загружать или сохранять ранее написанную программу. Однако ZX Microdrive так и не получил должного распространения. Пользователи предпочитали использовать проверенные временем, хоть и более медленные аудиокассеты.

Модуль ПЗУ ZX Microdrive

Кассета для ZX Spectrum

Также Sinclair представила карты расширения ZX Interface 1 и ZX Interface 2. Изначально первая разрабатывалась как сетевой интерфейс для организации локальной сети в школах. Однако перед выпуском продукта была добавлена поддержка одновременной работы сразу до 8 устройств ZX Microdrive, и в дальнейшем интерфейс использовался преимущественно для подключения этих модулей ПЗУ. Что касается ZX Interface 2, то эта карта расширения имела разъемы для подключения двух джойстиков (да, Sinclair даже выпускала игровой джойстик для ZX Spectrum), разъем картриджа ПЗУ и интерфейс подключения ZX Printer. Но из-за высокой стоимости устройство продавалось неважно, а уже через год оно исчезло с прилавков магазинов.

Так выглядел ZX Interface 1

Кроме этого, в продаже можно было найти множество аксессуаров от сторонних производителей. Например, специально для «Спектрума» выпускались такие девайсы, как синтезатор речи (Currah Microspeech), игровые джойстики, дополнительные цифровые клавиатуры и даже графический планшет и ударная установка (Cheetah SpecDrum). Впечатляет!

О программном обеспечении

Но, конечно, не за огромное количество различной периферии полюбили ZX Spectrum. На компьютере было относительно легко программировать. В первой половине 80-х это вызвало настоящий бум в индустрии программного обеспечения. Написанием программ занимались как и полноценные компании, так и программисты-одиночки. Развитие западного рынка ПО для ZX Spectrum можно разделить на три этапа.

Во время первого этапа, продолжавшегося с 1982 по 1984 годы, происходит количественный рост рынка. Крупных компаний еще не было, и созданием приложений занимались небольшие конторы или писатели-одиночки. При этом около 80% программного обеспечения составляли игры! Первые видеоразвлечения были достаточно примитивными: «графон» был не очень, да и сюжет тоже. Что интересно, уже в то время начало процветать пиратство.

Третий этап захватил 1988-1993 годы. На этот период пришелся закат ZX Spectrum как игровой платформы. Компьютер устаревал, и пользователи переходили на использование других систем. Разработчики также переключились со «Спектрума» на более современные платформы. Тем не менее в эти годы увидело свет множество интересных игр. Например, со временем была реализована демо-версия легендарной Doom. Производительности компьютера немного не хватало для быстрой работы шутера, поэтому «спектровская» вариация использовала чересстрочную развертку, убирающую каждую четную линию пикселов, что повышало скорость отрисовки сцен.

ZX Spectrum в России

Перечисленная выше этапность не относится к постсоветскому пространству, так как многие компьютеры (точнее, их клоны) попали в СССР лишь во второй половине 80-х годов. И в отличие от Западной Европы, где наряду с ZX Spectrum отлично продавались другие компьютеры (те же Atari и Commodore), в стране советов устройство Sinclair было единоличным лидером продаж. Почему? Причина, прежде всего, кроется в низкой стоимости «Спектрума»: компьютер не облагался пошлинами, поэтому был доступен многим советским гражданам. Компьютеры Atari и Commodore проделывали огромный путь, прежде чем попасть на прилавки советских магазинов, а их цена была значительно. Кроме того, выяснилось, что большинство деталей «Спектрума» при необходимости можно заменить отечественными, что делало компьютер ремонтопригодным. По большому счету, единственным незаменимым компонентом системы оставался лишь процессор Z80.

Отечественный клон ZX Spectrum

Отставал в своем развитии от европейского и рынок программного обеспечения. В конце 80-х и начале 90-х годов подавляющее большинство программ ввозилось из-за рубежа, в основном через Польшу. Естественно, ни о каких авторских правах не могло быть и речи - почти всё ПО было пиратским. Процент лицензионной продукции был чрезвычайно мал.

Первое время основным занятием программистов был перенос игр с кассет на диски. Эта операция заключалась во взломе кассетного загрузчика, переноса всех данных с кассеты на диск и написании дискового загрузчика. Но постепенно акцент сместился в сторону написания собственных приложений. Пик развития «спектрумовского» геймдева в России пришелся на 1995 год. В это время создавалось наибольшее число игр, при этом были локализованы и многие иностранные проекты. В последующие годы на отечественном рынке ПО для ZX Spectrum наблюдался спад, и в итоге к 2001-2002 году среди пользователей компьютера остались лишь энтузиасты.

Заключение

ZX Spectrum по праву считается легендарным компьютером, особенно для всего постсоветского пространства. «Спектрум» оставил огромный след в истории IT-индустрии, а в России для многих стал первым домашним компьютером. Можно даже сказать, что эпоха ZX Spectrum воспитала первое поколение отечественных IT-специалистов. К сожалению, в свое время Sinclair решила не выпускать преемника «Спектруму», сосредоточившись на других видах исследовательской деятельности. Тем не менее память о ZX Spectrum жива до сих пор. И по сей день можно встретить энтузиастов, экспериментирующих с этим поистине культовым компьютером.

По настоятельным просьбам читателей, предлагаем вашему вниманию рассказ о компьютерах сэра Клайва Синклера (Clive Sinclair) — MK14, ZX 80 и 81, а также великом ZX Spectrum. Благодаря именно этим машинам в буквальном смысле обнаружился и начал расти рынок домашних компьютеров.

Среди множества пользователей компьютеров ZX Spectrum и его клонов (а таковых было совсем не мало), далеко не каждый, наверное, знает, что создатель этого компьютера получил рыцарское звание — именно за создание Spectrum’а и его коммерческий успех.

Для Великобритании, переживавшей в начале 1980-х не самые лучшие времена, появление своего компьютера, ориентированного на домашнего пользователя — было великим достижением. К тому же, не стоит забывать, что ZX Spectrum появился раньше как Mac’а, так и IBM PC.

Это была самая популярная модель компьютеров сэра Синклера. Но не первая.

Первым же произведением Sinclair Computers (в какой-то момент переименованной в Sinclair Research), стала модель Microcomputer Kit 14 (MK 14).

Заметим: «микрокомпьютер». Синклер всегда тяготел к миниатюрности, даже когда это играло против него. В настоящее время Sinclair Research , например, предлагает всем желающим «самый крошечный FM-радиоприёмник» (сайт Sinclair Research не работает с браузером Opera).

MK14 (1977 год) — первое достижение Синклера на рынке домашних компьютеров.

Но вернёмся к нашим баранам, а вернее, к компьютерам Синклера. Итак, выпущенный в 1977 году MK 14 был действительно «микро» — во всех отношениях. Современные электронные часы с будильником мощнее этого «компьютера».

Однако же он умел довольно серьёзный успех в Великобритании: продано порядка 50 тысяч экземпляров. Это показало и Синклеру, и его тогдашнему работнику Крису Кёрри (Chris Curry), будущему основателю Acorn Computers, что будущее — за домашними компьютерами.

За MK14 в 1979 году последовал ZX80. Тоже не великих мощностей была машина, к тому же в СМИ её изругали слева и справа за неэргономичную клавиатуру и «странный» BASIC. Что, впрочем, не помешало средствам массовой информации называть ZX80 фундаментом британского компьютеростроения.

Провальной эта модель не стала: 70 тысяч компьютеров всё-таки было продано.

Надо сказать, что особенно удачным оказалась не столько техническая, сколько коммерческая сторона: ZX80 продавался в двух вариантах — готовом и «сделай сам». Второй вариант по тем временам был обычным делом, однако речь шла о покорении именно домашних пользователей, даже тех, что не знают, с какой стороны браться за паяльник.

ZX80 — не самая удачная, но всё же довольно успешная модель компьютера.

Поэтому ZX80 продавался и в собранном виде — нужно было только подключить его к телевизору и включить в сеть. Пользуйтесь, как говорится, на здоровье. А главное, стоил он, по сравнению с другими компьютерами, просто-таки гроши: меньше сотни фунтов стерлингов — и это при том, что 20-мегабайтный винчестер в те времена стоил более 2000 фунтов (!), а память — приблизительно 16 фунтов за килобайт.

«Самый маленький и самый дешёвый компьютер всех времён и народов», — называли его в те времена. Некоторое количество удалось даже продать в США — и это тоже был какой-никакой успех.

Спустя два года на свет появляется ZX81.

Как и предыдущий компьютер, он поставлялся в разобранном и готовом вариантах, тоже не отличался особой мощностью и ни о каком цвете и звуке речи не шло. Но он оказался в нужном месте и в нужное время.

К тому же своим успехом он обязан вмешательству компании W. H. Smith, которая, в целях оживления собственного бизнеса, занялась поставками ZX81 в свои избранные магазины по всей Великобритании. Дело в том, что в 1981 году магазинов, которые занимались распространением компьютерного оборудования, насчитывались буквально единицы. W. H. Smith была, собственно, газетной компанией, но у неё имелась достаточно значительная сеть распространения, через которую ZX81 и пошёл, как говорится, в люди.

ZX81 — в готовом и разобранном виде.

А люди, как выяснилось, только этого и ждали. В Великобритании обнаружился огромный спрос на домашние компьютеры, пусть даже и такие слабые, как ZX81. И удовлетворять этот спрос было пока некому — кроме Sinclair Research, разумеется.

К началу 1982 года Sinclair Research выпускала 40 тысяч ZX81 в месяц, и всё ещё не могла угнаться за спросом на свою продукцию. Это было началом британского рынка домашних компьютеров.

Помимо этого, Sinclair Research и их партнёр, собственно, и занимавшийся сборкой компьютеров, начали экспортировать ZX81 в США — причём в больших количествах (порядка 15 тысяч штук в месяц). В США тоже обнаружился неудовлетворённый спрос на домашние компьютеры.

Но куда больший успех имел, всё-таки, ZX Spectrum. Представленный миру в 1982 году, Spectrum надолго занял лидирующие позиции на рынке, причём не только британском. «Спектрумы» экспортировались во многие страны, даже в Японию. Легендарная Маргарет Тэтчер как-то раз подарила премьер-министру Японии ZX Spectrum в качестве символа технологической мощи Великобритании.

ZX Spectrum 10 лет оставался лидером.

ZX Spectrum имел очень скромные габариты. Но зато обладал 48 килобайтами оперативной памяти, что по тем временам было не так уж и плохо (хотя и не сравнимо с 128 килобайтами, напиханными IBM в свои первые PC уже год спустя после дебюта Spectrum). Наличествовал и 5,25-дюймовый дисковод — для специалистов. Простые смертные пользовались ленточными накопителями (бытовыми кассетными магнитофонами). Подключался ZX Spectrum к любому обычному телевизору.

С программным обеспечением, как вскоре выяснилось, тоже было всё в порядке: текстовые редакторы? — пожалуйста. Базы данных и работа с таблицами? — милости просим.

А самое главное — на ZX Spectrum перекочевали многие аркады, столь популярные в конце 1970-х. Тут вам и Space Invaders, и Pac Man, и Pong, и прочие достижения ATARI. Возможность играть, не выходя из дома, и не скармливая прожорливому автомату монеты в огромных количествах, оказалась чрезвычайно привлекательной. В общем, да здравствует домашний компьютер!

Эксцентричный и неутомимый Синклер совершил ошибку: он создал электромобиль.

Sinclair C5 представлял собой нечто вроде скутера весом всего 50 кг. Малый вес мог показаться достижением всем, кроме тех, кто пытался ездить на нём в зимний период по обледенелым дорогам. Разогнавшись до приличной скорости, машина попросту теряла управление. И это выяснилось сразу, как только начались публичные демонстрации C5, поскольку проводили их как раз зимой.

Сэр Клайв Синклер.

Провал C5 крепко ударил по финансовому состоянию Клайва Синклера. Очень крепко. Ему пришлось срочно продавать Sinclair Research, и в качестве покупателя выступила компьютерная компания Amstrad.

Нельзя сказать, чтобы это было просчётом, по крайней мере, на первых порах. Вскоре на свет появились более мощные версии компьютера с 128 килобайтами оперативной памяти, с более мощной звуковой системой, а это повлекло за собой появление новых более сложных аркадных игр, в том числе Operation Wolf, Streetfighter II и так далее.

ZX Spectrum целых 10 лет оставался мейнстримовым компьютером. Оно, конечно, где как, но на Западе потенциал компьютеров используется до полного истощения. Кроме тех случаев, конечно, когда производитель оказывает сознательное давление на покупателей, всеми правдами и неправдами заставляя покупать их новое оборудование (как Apple, например).

Со временем, конечно, 8-битные «Спектрумы» стали отставать и в профессиональной сфере, и в игровой тоже: Sega Megadrive и 16-битный Commodore Amiga начали отчаянно теснить ZX Spectrum, но прошло всего несколько лет, и им самим пришлось уступить 32-битным системам. На середину 1990-х пришёлся бум апгрейдов, и народ бросился покупать Pentium’ы.

Однако одной пальмы первенства у ZX Spectrum никто отнять так и не смог (и вряд ли сможет). Речь идёт о том самом десятилетии лидерства. Никакой другой компьютер, ни до, ни после ZX Spectrum так и не смог продержаться так долго, не устаревая.

Продолжение, однако, следует: история с тандемом Amstrad/Sinclair тоже достойна внимания.

Домашний компьютер ZX Spectrum – детище известного британского изобретателя Клайва Синклера. Он является прародителем современных устройств, которыми пользуются взрослые и дети. История создания компьютера «Спектрум» насыщена интересными фактами. Его совершенствовали, клонировали и модифицировали.

ZX Spectrum – что это

Восьмиразрядный ZX Spectrum появился на рынке 23 апреля 1982 года. Его создателем выступила производственная компания Sinclair Research Ltd , основанная Клайвом Синклером. Британский предприниматель занимался разработкой радиотехнических устройств бытового назначения. Его труды увенчались большим успехом. В 80-ых годах домашний компьютер «Спектрум» стал востребованным в европейских странах. В 90-ых годах его клоны распространились на территории бывшего СССР.

Особенности домашнего компьютера ZX Spectrum

«Спектрум» обладал рядом инновационных решений. Часть из них были призваны уменьшить стоимость готового изделия до заветных 99 фунтов стерлингов, часть были обусловлены развитием электронной базы восьмидесятых годов:

  • в качестве монитора использовался экран телевизора;
  • компьютер поставлялся в двух модификациях – с 16 и 48 килобайтами оперативной памяти;
  • в качестве языка программирования ZX Spectrum применялся диалект языка Бейсик;
  • загрузка компьютера осуществлялась за несколько секунд;
  • в качестве внешнего накопителя применялся бытовой кассетный магнитофон;
  • первая модель была оснащена недорогой клавиатурой, состоящей из 40 резиновых клавиш. Ключевой особенностью клавиатуры являлась многофункциональность;
  • первые модели имели однобитный выход звука. Для этой цели использовался встроенный динамик. Это была «пищалка», ритмично пикавшая в играх;
  • наличие графического режима совмещенного с текстовым. Главное отличие от предшественников «Спектрума» — цветное изображение, хоть и с некоторыми ограничениями;
  • к компьютеру могли подключаться джойстики, состоящие из рукоятки и кнопки.

Первые модели восьмиразрядных устройств пользовались огромным спросом. Благодаря простоте, дешевизне (меньше 100 фунтов) и обилию доступного , «Спектрум» был идеальным домашним компьютером.

В середине восьмидесятых годов советские умельцы начали повторять оригинальный компьютер, они разрабатывали аналоги на отечественной элементной базе. Для создания компьютера использовали пригоршню советских микросхем и процессор Z80. Клоны выпускали и государственные заводы. В магазинах продавались «Байты», «Импульсы», «Спектры», «Синтезы» и «Дельты», на которых играли тысячи школьников.

Клайв Синклер — гений минувших дней

Клайв Марльз Синклер (англ. Clive Marles Sinclair) родился 30 июля 1940 года. Его отец и дед были инженерами. Мальчик последовал их примеру. В 1962 году англичанин создал компанию Sinclair Radionics, производящую детали для усилителей звука и радиоприемников. Вскоре ассортимент продукции расширился. Предприятие начало выпускать портативные телевизоры и электронные часы.

В 1979 году Клайв Синклер учредил новую компанию Sinclair Research Ltd . В 1980 году был выпущен первый продукт – компьютер Sinclair ZX80. Модели поставлялись в виде готовых устройств или наборов для сборки. Во втором случае покупателю нужно было самостоятельно собирать компоненты в единое целое.

В 1981 году компания запустила в производство компьютер ZX81. Сначала устройство поставлялось по почте. Позже аксессуары для сборки начали продаваться в розничной сети. Объем продаж составил 400 000 экземпляров.

В 1982 году случилось знаменательное событие. Было разработано устройство «ZX81 Colour». Позже компьютер переименовали. Новое название ZX Spectrum подчеркивало основополагающее отличие от предшественника – цветное изображение. За первые 17 месяцев пользователи приобрели больше миллиона устройств. Многие ласково называли компьютер «Спекки». Невысокая цена была главным преимуществом, благодаря которому «Спектрум» успешно конкурировал с Commodore 64 и BBC Micro.

Развитие западного рынка для ZX Spectrum разделяется на три этапа:

  • 1982-1984 годы – наблюдается количественный рост продаж. Появление домашнего компьютера вызвало бум в индустрии программного обеспечения. В чем заключалась такая тенденция? Все просто: написанием программ для «Спектрума» активно занимались компании и энтузиасты-одиночки;
  • 1985-1987 годы – потенциал устройства раскрылся во всей красе. Рынок был переполнен играми разнообразных жанров. Огромное внимание разработчики уделяли сюжету и звуковому сопровождению;
  • 1988-1993 годы – интерес к компьютеру снизился. Устройство устарело, а пользователи перешли на другие системы.

Клайв Марльз Синклер спонсировал разные проекты: плоский телевизор, электромобиль, новая модель компьютера Sinclair QL. В 1983 году он был удостоен звания «Рыцарь королевского Ордена». В 1986 году англичанин закончил карьеру в компьютерной индустрии. В 2004 году изобретатель продемонстрировал миру раскладной велосипед, который легко собирался и помещался в рюкзак. В 2010 он анонсировал электровелосипед.

Разновидности компьютера ZX Spectrum и их особенности

Развитие компании Sinclair Research Ltd не стояло на месте. Вниманию пользователей было представлено несколько моделей компьютеров:

  • ZX Spectrum – базовая модель с резиновой клавиатурой, в качестве монитора использовался бытовой телевизор, а в качестве внешней памяти – бытовой магнитофон;
  • ZX Spectrum+ — он появился на рынке в 1984 году. Устройство имело 48 КБ памяти, обновленный корпус и клавиатуру с кнопкой сброса. Изменения в компьютере были незначительными, но он быстро приобрел популярность и хорошо продавался;
  • ZX Spectrum 128 – модель, появившаяся на рынке в 1986 году. Она была разработана совместно с дистрибьютором Investronica. Особенности новой модели заключались в следующем: 128 КБ ОЗУ, трехканальный звук, улучшенный Бейсик-редактор, совместимость с цифровым интерфейсом музыкальных инструментов. Дистрибьютор адаптировал компьютер к испанскому рынку и существенно повысил уровень продаж.

В 1986 году компьютерное подразделение Sinclair Research Ltd купила британская компания Amstrad . Это было выгодное приобретение для производителя электроники, потому что одним конкурентом стало меньше, а «Спектрумы» хорошо продавались.

После передачи прав на выпуск машин разработчики компании Amstrad создали новые модели:

  • ZX Spectrum +2 – устройство 1986 года выпуска имело пружинную клавиатуру, два порта джойстиков и встроенный кассетный магнитофон. В остальном компьютер был идентичен предшественнику;
  • ZX Spectrum +3 – в 1987 году разработчики создали компьютер, с приводом трехдюймовых гибких дисков вместо магнитофона. ОЗУ отображалось на 64 КБ адресного пространства. Глобальные изменения привели к возникновению несовместимостей с программами для предыдущих версий «Спектрума» — на новой машине некоторые игры не работали;
  • ZX Spectrum +2A – устройство 1987 года выпуска. Эта модель была сделана на базе предшественника. Без изменений не обошлось: уменьшилось количество чипов, появился встроенный кассетный привод.

Периферия для «Спектрума»

Росту популярности ZX Spectrum способствовал выпуск большого количества девайсов. Периферийные устройства значительно расширяли функциональные возможности компьютера. К числу таких приборов относятся:

  • ZX Printer – принтер, в котором использовалась искровая технология печати. Устройство подсоединялось к системному разъему. В ходе работы применялась черная бумага с алюминиевым напылением. Принтер был оснащен печатающей головкой, которая перемещалась в горизонтальной плоскости. В напечатанной строке помещалось 32 символа;
  • ZX Microdrive – аксессуар, предназначенный для хранения информации. Он представлял собой сменную кассету с закольцованной магнитной лентой. С помощью такого устройства можно было быстро загружать и сохранять написанные программы и данные;
  • Kempston Interface – интерфейс для подключения джойстика;
  • ZX Interface 1 – специальное устройство, главным предназначением которого являлось расширение возможностей «Спекки». Модуль был оснащен двумя сетевыми портами. Использовался проприетарный протокол;
  • Currah Microspeech – устройство воспроизведения синтезированной речи. Оно выпускалось в виде картриджа, подключаемого к порту расширения;
  • ZX Interface 2 – внешний модуль с разъемами для подсоединения джойстиков, картриджа ПЗУ;
  • Cheetah Marketing SpecDrum – ударная машина, подключаемая к системному разъему компьютера. Она воспроизводила 8 сэмплов ударных инструментов, которые загружались с кассеты. Базовый набор состоял из нескольких элементов: бас-бочка, открытый и закрытый хэт, рабочий барабан, хлопок в ладоши, колокольчик.

Причины популярности ZX Spectrum

Восьмиразрядный «Спектрум» – компьютер, о котором, наверное, никогда не забудут. Ключевой причиной популярности устройства является наличие огромного количества прикладных программ. Библиотека программ состоит из 25 тысяч наименований. В коллекции имеются электронные таблицы, инструменты для рисования и 3D-моделирования, текстовые процессоры.

За пару лет «Спектрум» завоевал многомиллионную аудиторию, поскольку 90% софта составляют игры. Коллекция игр на ZX Spectrum потрясающая. По такой причине каждый геймер находит для себя подходящее развлечение. К числу относятся 3D Deathchase, Rainbow Islands, RoboCop, Boulder Dash.

Игры для «Спектрума» и сейчас еще создают энтузиасты, проживающие на территории нашей страны и за рубежом. Коммуникаторы и мобильные телефоны имеют возможность . Винрарный компьютер ZX Spectrum является самой эмулируемой платформой. Это весомый плюс, благодаря которому до сих пор бьется «сердце» старичка «Спекки»!

Знаете ли вы, каким был первый массовый персональный компьютер? С чего началась эра персональных компьютеров? Некоторые могут даже помнить свой самый первый компьютер, которым являлся ZX Spectrum. Именно он является прародителем всех современыых компьютеров. ZX Spectrum продержался на рынке более 10 лет. Мы расскажем вам об истории Спектрума, насыщенной, с множеством интересных фактов, мифов и заблуждений.

Для начала, расскажем о человеке, который считается создателем ZX Spectrum. Это Клайв Синклер (Clive Marles Sinclair)

Клайв Марльз Синклер родился в городе Суррей (Surrey), под Ричмондом, 30 июля 1940 года. Его отец и дед были инженерами. Сам Клайв последовал по тем же стопам. Уже в 1962 году Синклер создаёт Sinclair Radionics, производит комплекты деталей для сборки радиоприёмников и усилителей звука. У компании стремительно растет репутация пионера в бытовой электронике. С 1972 года компания производит электронные часы, портативные телевизоры и инструменты. В июле 1979 года Клайв Синклер уходит в отставку из Sinclair Radionics и учереждает новую компанию Sinclair Research Ltd. Отсюда и начинается история нашего ZX Spectrum. Первый продукт Sinclair ZX80 произведен в феврале 1980 года, это был первый компьютер в мире стоимостью ниже 100 фунтов стерлингов. Его размеры были 218 X 170 X 50mm и весил он 340 грамм. ZX 80 нельзя было назвать очень удачным, тем не менее он начал довольно хорошо продаватся.


В 1981 последовал логичный выпуск новой версии – Sinclair ZX81 . Он был гораздо дешевле предшественника и стоил 69 фунтов. За два года было произведено более миллиона ZX81 и Синклер заработал более 400 миллионов фунтов стерлингов. После продажи 10 % акции компании и раздачи 5 % акций своим служащим, он сохранил 85 % акций, что давало ему возможность принимать амбициозные и непрофессиональные решения.

Вспоминаем, благодаря чему творение Клайва Синклера стало одной из ведущих игровых платформ 80-х.

В закладки

Аудио

Вместо клавиатуры - старый советский калькулятор. Вместо монитора - чёрно-белый телевизор. В роли дисковода - былинный советский магнитофон. А в качестве дисков - простые аудиокассеты, на футлярах которых карандашом написано «Elite», «Dizzy Adventure» и «Laser Squad».

Laser Squad - пошаговая стратегия на ZX Spectrum, в которую можно было играть вдвоём

В эпоху, когда «Денди» была ещё дорогой диковинкой, свои свободные от школы вечера дети советской и постсоветской эпохи проводили за компьютерами ZX Spectrum (пусть и назывались они у нас иначе). Те, кто порукастей, покупали наборы «сделай сам» и собирали игровой ПК, как конструктор. Остальные же приобретали уже готовый к работе компьютер.

Exolon

ZX Spectrum появился благодаря британскому изобретателю-самоучке Клайву Синклеру. После школы он не стал получать высшее образование, а вместо этого организовал собственную компанию Sinclair Radionics, деньги на которую собрал гонорарами, полученными за публикации в журнал для радиотехников-любителей Practical Wireless.

Первое время Синклер занимался тем, что продавал по почте наборы для радиолюбителей, а затем его компания, штат которой стал расти, принялась разрабатывать и продавать уже свою технику.

Первый карманный телевизор twitter.com/RetroNewsNow

Любимым приёмом изобретателя было взять что-нибудь большое и сделать маленьким. Так, в 1965 году Синклер выпустил Micro-FM, первый карманный радиоприёмник, который не очень хорошо продавался, но породил массу нелегальных клонов.

А в 1972 году его компания выпустила первый в мире тонкий карманный калькулятор Executive (просто карманных калькуляторов в ту пору хватало, а вот именно тонких не было). Эта новинка, напротив, пользовалась большой популярностью на рынке. Также на счету компании первый в мире карманный портативный телевизор Microvision.

Клайв Синклер не был единоличным создателем всего, что выпускала его компания. Он скорее играл роль идейного вдохновителя. Разработкой же занимались совсем другие люди. Одним из них был инженер Джим Вествуд, через руки которого прошли все ключевые разработки Sinclair Research. Он же в числе прочих занимался разработкой первого полноценного домашнего компьютера компании ZX-80, предшественника ZX Spectrum.

Из всех продуктов, к созданию которых я имел отношение, думаю, ZX-80 мой самый любимый. Это был настоящий прорыв по части использования дешёвых компонентов.

Джим Вествуд

Один из создателей ZX80

ZX80 oldcomputers.net

Справедливости ради ZX80 не был первым компьютером компании. Исторически первым считается микрокомпьютер 1977 года MK14, который поставлялся как набор «сделай сам» и походил больше на продвинутый калькулятор. Он особо ничем не запомнился, кроме того, что определил один из основных принципов создания компьютеров компанией Клайва Синклера - с помощью экономии на компонентах сделать устройство достаточно дешёвым, чтобы его могли позволить себе не только предприятия, но и простые радиолюбители.

На MK14 уже были игры. В одной из них, Moon Landing, игрокам предлагалось плавно посадить аппарат на лунную поверхность, оперируя одними лишь цифрами. Графики там не было.

Вот так выглядела игра Moon Landing на MK14. Цифры обозначают высоту, скорость падения и количество топлива в баке

ZX80, выпущенный тремя годами позже, должен был превзойти MK14 во всём. На его разработку у Джима Вествуда ушло всего девять месяцев. Буква «Z» в названии означала, что новый компьютер основан на микропроцессоре Zilog Z80, цифра «80» - это год релиза. Буква же «X» намекала на то, что в компьютере есть некий секретный компонент, делающий его лучше остальных.

Все товары, выпущенные компанией Клайва Синклера, продавались в двух вариантах - собранном и «сделай сам». Второй стоил дешевле. В случае с ZX 80 набор «сделай сам» стоил 79 фунтов. А собранная версия - уже 99. Все остальные компьютеры в ту пору были минимум в два раза дороже. Когда компьютер добрался до США, его даже позиционировали , как «первый персональный компьютер дешевле 200 долларов»

Низкая цена ZX80 была обусловлена всё теми же дешёвыми компонентами. Например, клавиатура этого компьютера была плёночной. Никаких выпуклых клавиш. Нажимать приходилось на нарисованные квадратики, под которыми находились два контакта: надавил - они соединились, посылая сигнал. Кроме того, за каждой клавишей было закреплено по несколько команд, оперировать которыми можно было, зажимая «шифты». Для слепой печати метод не самый удобный .

Вам не надо было печатать буквами команды «int», или «print», или «load», так как на клавиатуре были клавиши, при нажатии на которые это команды печатались автоматически. А ещё у этого компьютера теплоотвод нагревался так сильно, что вы на нём яйца могли жарить.

Рут Брэмлей

Технический консультант Sinclair Research с 1981 по 1984 годы

Elite

Забегая вперёд, отметим, что у ZX Spectrum клавиши были уже выпуклые, но первоначально их сделали из резины, а не из пластмассы, на что тоже поступало немало жалоб. Это было сделано ради низкой цены компьютеров. Компания Синклера старалась экономить буквально на всём.

В обычной клавиатуре было несколько сотен деталей. Мы же сократили это количество до четырёх, а может и пяти подвижных частей, используя новую технологию. Низкая цена всегда была главной для всех продуктов Синклера, независимо от того, чего нам это стоило.

Мы зажимали каждый пенни, если это было возможно. Поэтому мы редко покупали готовую технологию или пытались подражать ей. Гораздо чаще мы просто искали другой, дешёвый путь, как сделать то же самое за меньшие деньги.

Рик Дикинсон

Клайв Синклер и ZX81 ft.com

Спустя год компания Синклера выпустила компьютер ZX81, который был улучшенной версией ZX80. Правда, изображение по-прежнему выводилось чёрно-белое. На эту систему вышло немало хороших игр. Например, именно на ZX81 люди играли в один из первых хорроров с видом от первого лица - 3D Monster Maze.

3D Monster Maze

А ещё спустя год вышел ZX Spectrum, который уже выдавал цветное изображение. Собственно, слово «Spectrum» в названии появилось как раз потому, что Клайв Синклер хотел как-то обратить внимание покупателей на то, что отныне изображение не будет чёрно-белым (если только не подключать компьютер к чёрно-белому телевизору, конечно).

Чтобы подчеркнуть наличие цветного изображения, на компьютер даже нанесли радугу shardcore.org

И ZX80, и ZX81, и ZX Spectrum позиционировались как образовательные компьютеры. Когда Синклер узнал, что «Би-би-си» решила выпустить серию телевизионных программ, популяризирующих компьютеры, он даже попытался сделать так, чтобы ведущие в студии работали именно на его машинах (но удалось это другому производителю компьютеров).

Как инженеры мы надеялись, что люди включат компьютер и, написав простенькую программу за несколько минут, поймут, что и они могут стать программистами. Но, честно, массы интересовались нашим компьютером только как игровой платформой.

Ричард Альтваззер

Один из инженеров ZX Spectrum

Злую шутку с ZX Spectrum сыграл рынок компьютерных развлечений, который вдруг обнаружил отличный канал для распространения игр - из-за низкой цены люди охотно покупали компьютеры ZX Spectrum.

В первое время было какое-то недопонимание. Мы всё-таки выпускали компьютеры, а не игровые машины. Но, думаю, игровой рынок в итоге просто превратил нашу машину в чисто игровой продукт. И когда компания приняла этот факт, Клайв Синклер вдруг понял, что на нём можно неплохо зарабатывать. Было много компаний, которые писали игры для Spectrum, да и мы также привлекали программистов специально, чтобы они делали для нас игры.

Рик Дикинсон

Дизайнер компьютеров Синклера

Игры на ZX Spectrum загружались с аудиокассет. Процесс загрузки занимал по несколько минут и сопровождался скрипящим звуком, который, по факту, и был игровой программой, переведённой в аудиосигнал.

Вот так выглядел процесс загрузки. Ждать приходилось минут по пять

Во время загрузки в центре экрана в прямоугольнике медленно «рисовалась» картинка с названием игры, по которой можно было примерно понять, сколько ещё она будет загружаться. А на фоне мелькали красно-синие или сине-жёлтые полоски, которые показывали, всё ли в порядке. Если сигнал от магнитофона был хорошим, то толщина всех полосок была одинаковой.

Само игровое поле по размерам равнялось тому самому прямоугольнику с картинкой, на который игроки смотрели при загрузке. Сделано это было для того, чтобы выпуклые кинескопы не «съедали» картинку по краям.

Из-за экономии у ZX Spectrum (да и у некоторых других компьютеров) была одна интересная особенность по части графики. Когда персонаж, допустим, синего цвета проходил мимо жёлтой стены, то он внезапно и сам становился жёлтым, пока не выходил за границу этой стены.

Примерно так это выглядело. Проходя мимо красного шкафа, белый персонаж и сам становился временно красным

Дело было в том, что память самой простой модели компьютера равнялась всего 16 килобайтам, и чтобы она вся не ушла на обработку одной лишь картинки, разработчики решили не задавать каждому спрайту свой персональный цвет, а поделить каждый экран на блоки размером в 64 пикселя и ограничить каждый такой блок всего двумя цветами – один для переднего плана, а другой для фона.

Поэтому персонаж, нарисованный чёрным и синим цветом (черный для фона), попав в область блока, где уже использовались чёрный и жёлтый цвета, сам становился чёрно-жёлтым. Чтобы избежать этого, разработчикам приходилось отказываться от декораций на фоне - персонажи часто ходили по локациям чёрного цвета. Кроме того, они редко пересекались с другими объектами. А некоторые игры просто были монохромными.

Чёрно-синий Бэтмен ходит по чёрно-синим уровням. Другие цвета встречаются только в статичных элементах интерфейса

Как и предшественники, ZX Spectrum продавался очень хорошо. Однако в середине 80-х люди вдруг перестали покупать компьютеры Синклера. Машины стали копиться на складах магазинов.

У этого явления было много причин. Но свою роль сыграло то, что конкурентов стало слишком много, а качество самих ZX Spectrum сильно хромало из-за дешёвых компонентов. Да и деньги, которые были, Клайв Синклер расходовал не на развитие компьютера, а на сторонние, не самые удачные проекты. Один из них - миниатюрный одноместный электромобиль Sinclair C5.

У ZX Spectrum было множество клонов, как официальных, так и не очень. Распространялись они по всему миру - в том числе и в нашей стране. Причём количество наименований этих клонов у нас перевалило за восемь десятков - бесконечные «Кворум», «Восток», «Спектр», «Гамма», «Квант», «Магистр». Правда, это уже скорее история из 90-х.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «dailykvak.ru» — Роутеры. Модемы. Программы. Компьютер. Решения